среда, 19 апреля 2017 г.

Работа по шаблону... ФГОС, ау!

Почему несмотря на то, что ФГОС уверенно шагает по стране и все педагоги наизусть твердят, что мы растим и воспитываем "творческого,самобытного ребенка, способного самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность" на практике происходит все с точностью наоборот. Очередной раз на стене возле группы вижу 30 распечатанных на принтере ракет (птичек, веточек) и разукрашенных  приклеенными маленькими шариками из смятых салфеток. Конечно, дети развивают моторику, труд там титанический, столько шариков накатать и каждый аккуратно приклеить, но все ракеты как братья-близнецы: красный верх, средняя часть желтая, низ синий. Спрашиваю педагога: "У Вас салфеток другого цвета не было? А ракет других в интернете тоже не нашлось? А почему никто из детей не оформил ракету, например, пластилином или не раскрасил красками, фломастерами". Через день вижу 30 разнообразных летающих тарелок, ракет, планет, украшенные все как одна пластилином :-))) Да, уже в разных цветах и не только шариками, а где-то даже заполняя весь элемент размазанным пластилином. Но все же, все пластилиновые. И такие выставки с работами-близнецами вижу во многих садах и у маститых педагогов, и у молодых, казалось бы, креативных в силу возраста, воспитателей.
Не могу понять в чем сложность у педагогов: в страхе, что у детей выйдет некрасиво? Что процесс выйдет из под контроля? В удобстве работы с шаблоном? Ребенку выдают в руки заготовку, которую надо будет раскрасить, склеить и т.п. строго определенным образом и теми материалами, которые были заранее подготовлены. Да еще и под чутким руководством воспитателя. Просто так взрослым удобнее проводить занятия с детьми, особенно групповые? Но нужно ли это детям? Это «технические» занятия — на них учат технической стороне творчества. Шаблону. Но шаблон – это образец, которому подражают, которому следуют без размышления, т.е. трафарет. Надо дать ребенку возможность сделать все то же, но самому: в своем темпе, по своему вкусу, стимулируя его поэкспериментировать с материалами и техникой. И тогда шаблон+креативность дают интересный результат.
Нужно просто дать в руки разные материалы и не мешать творить 🙂
Имея образования руководителя изостудии и проработав художником-дизайнером 15 лет, хочу сказать, что лет до 10-12 не стоит лезть с шаблонами к ребенку, дайте им самовыразиться, дайте им возможность попробовать все: и рисование ножкой, и отпечатки различными предметами, растениями, лучше обогащайте знания ребенка о строении и особенностях предметов, объектов, рассматривая, наблюдая, ощупывая, если это возможно. Наполните уголок художественной деятельности разнообразными материалами, различными красками, штампами, фетром, фоамираном, пластилином и т.д. И ни один ребенок не устоит перед таким соблазном!
 Дайте возможность ребенку фантазировать, реализовывать свои мысли, дайте почувствовать свои возможности. А на этапе подготовки к школе можно начинать вводить задания по шаблону (разные варианты штриховки, например) в разумных пределах, но не подменяя творчество!

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Алла.
    К сожалению, так и не нашла нигде Вашего отчества.
    Хорошая статья получилась. А каким образом происходит у Вас продуктивная деятельность?
    Очень бы хотелось взглянуть на работы, на оформление выставок в соответствии с ФГОС.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день!Я Александровна :-) Спасибо за отзыв, знаю,что многим "наступила на любимую мозоль", но нужно меняться, развиваться, идти в ногу с современным подходом к системе образования. Сейчас стало так интересно работать, было бы желание! А про оформление выставок в соответствии с ФГОС обязательно напишу отдельный пост, спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Алла! Красиво пишите, читала и радовалась, грамотно, аргументированно, только вот совершенно оторвано от реальностей.Легче всего вдохновенно рассказывать Как должно быть и при этом попенять "отсталым" воспитателям, не по ФГОСу де работаете. А если не постановочное, а реальное занятие показать, где один воспитатель умудряется к 30 -40 детям одновременно индивидуальный подход на том же рисовании проявить, помочь им "реализовать своим мысли"? Только вот дети такого счастья не предоставят, потому что они разные, сами знаете, одни способны несколько минут внимательно слушать, затем размышлять и в итоге даже по собственному замыслу нарисовать, слепить и т.п., но таких единицы. Большинство детей действительно требуют индивидуальной работы: гиперактивны, или быстро утомляются, с плохо развитой моторикой, слишком увлечённые собственной игрушкой и т.д. Да, сейчас воспитатели выступают больше в роли волшебника, и задачи образовательные надо выполнить и к каждому личностный подход проявить.Ещё раз повторюсь, покажите Как нужно меняться, развиваться и идти в ногу, именно покажите, потому что рассказывать мы Все умеем.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Алла. Да, очень печально, что ФГОС- это палка о двух концах.Сами разработчики еще не совсем полностью перестроились. А мы самое последнее звено.Действительно, хочется всем задать вопрос - КАК?Требовать легко, а как это сделать ни кто не знает. Приглашаю ко мне в гости! mardyan7@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Работа по шаблону... ФГОС, ау!

Почему несмотря на то, что ФГОС уверенно шагает по  стране и все педагоги наизусть твердят, что мы растим и воспитываем "творческого,...