воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Почему выгорают педагоги?

Психическое выгорание – профессиональная деформация, свойственная специалистам, работающих в системе «человек-человек» (воспитатели, учителя, психологи и др.)Выгорание – механизм психологической защиты (функционального стереотипа) в форме исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

В. В. Бойко активно занимался темой психического выгорания, он определил структуру синдрома в виде трех фаз: напряжение, резистенция и истощение.
Симптомы стадии «напряжения» Бойко определили так: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревожность.
Симптомы второй стадии «резистенция»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
Стадия «истощение» имеет следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, психосоматические нарушения.
Факторы психического выгорания
1. Личностный фактор
Синдром развивается стремительно, если работа для работника малозначима в собственных глазах. Чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия могут уберечь профессионала от выгорания.

2. Ролевой фактор
Конкуренция на рабочем месте, неслаженная работа профессионального коллектива влияют на развитие выгорания. Напротив, слаженная работа коллектива предохраняет работника от развития синдрома.
3. Организационный фактор
Организация профессионального процесса, качество управления, профессионализм руководителя, стиль его руководства непосредственно влияют на появление и развитие профессиональных деструкций.
Качества, помогающие избежать психического выгорания
1. Хорошее здоровье и сознательная забота о своем физическом состоянии (спорт, ЗОЖ);
2. Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
3. Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
4. Способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
5. Высокая мобильность;
6. Открытость;
7. Общительность;
8. Самостоятельность, стремление опираться на собственные силы;
9. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Попробуйте записать ответы в форме прилагательных на следующие вопросы: Какая я на работе? Какой меня видят мои воспитанники? Какой меня видят на работе мои коллеги? Какой меня видит на работе руководитель?
• С чьей позиции было легче всего определить свои качества?
• С чьей позиции было сложнее это сделать?
• В каких колонках определения более схожи? С чем это связано?
• С чьей позиции вы больше всего себе нравитесь?
Далее попробуйте ответить на вопрос «Для чего я прихожу на работу?» таким образом, чтобы в конце всех выданных ответов был тот самый, который выявляет истинный мотив осуществления профессиональной деятельности.
• Легко ли было отвечать на вопросы?
• Какой из ответов потребовал больше времени обдумывания?
• Насколько сильно отличаются первый и последний ответы?
Следующим этапом работы является знакомство с иерархией потребностей А. Маслоу, рассматривается графическое изображение, разбор положений теории потребностей. Далее педагогам предлагается отнести свои ответы к соответствующим уровням «пирамиды Маслоу» для более глубокого осознавания своих профессиональных мотивов.

Затем педагоги знакомятся с понятием приверженности (лояльности) организации, ее видами. Лояльность строится на базе степени удовлетворения в организации потребностей специалиста. Педагогам выдаются бланки самодиагностики приверженности, в которых педагоги оценивают степень значимости и удовлетворения своих потребностей в ДОУ.
• Насколько обеспечивается в ДОУ степень удовлетворенности ваших потребностей?
• Возможно ли повлиять на ситуацию?
• От кого или от чего, на ваш взгляд, зависит повышение приверженности педагогов ДОУ?
Вывод: психическое выгорание – неизбежный процесс, однако скорость этого процесса зависит от многих факторов, как личностных, так и организационных. Одним из «двигателей» психического выгорания является невозможность реализации основных потребностей специалиста в организации. Потеря мотивации лишает специалиста возможности и желания осуществлять качественно свои профессиональные обязанности. Первым шагом на пути профилактики профессиональных деформаций – является осознание специалистом своих потребностей и мотивов профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО
ТЕСТ
Инструкция.Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». При­мите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то ста­раюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать парт­нерам того, что требует профессиональный долг.
  1. Моя работа притупляет эмоции.
  2. Я откровенно устал от человеческих проблем, с ко­торыми приходится иметь дело на работе.
  3. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за пережива­ний, связанных с работой.
  4. Взаимодействие с партнерами требует от меня боль­шого напряжения.
  5. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  6. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  7. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  8. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  9. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  1. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  2. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  3. Иногда самые обычные ситуации общения на рабо­те вызывают раздражение.
  4. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  5. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  6. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  7. Конфликты или разногласия с коллегами отнима­ют много сил и эмоций.
  8. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  9. Обстановка на работе мне кажется очень трудной,
    сложной.
  10. У меня часто возникают тревожные ожидания, свя­занные с работой: что-то должно случиться, как бы не до­пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сокра­тят ли и т. п.
  11. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограни­чить время общения с ним или меньше уделять ему вни­мания.
  12. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  13. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  14. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  15. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  16. Я очень переживаю за свою работу.
  17. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  18. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается дав­ление, появляется головная боль.
  19. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отно­шения с непосредственным руководителем.
  20. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  21. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  22. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  23. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  24. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  25. Усталость от работы приводит к тому, что я стара­юсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  26. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  27. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со све­жими силами, в хорошем настроении.
  28. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партне­рами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  1. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического само­чувствия.
  2. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  3. Успехи в работе вдохновляют меня.
  4. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  5. Я потерял покой из-за работы.
  6. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
  7. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близ­ко к сердцу.
  1. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  2. Я часто работаю через силу.
  3. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  4. В работе с людьми руководствуюсь принципом: нетрать нервы, береги здоровье.
  5. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  6. После напряженного рабочего дня я чувствую недо­могание.
  7. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  8. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  9. Если бы мне повезло с работой, я был бы более сча­стлив.
  10. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серь­езные проблемы.
  11. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  12. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  13. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил зани­маться домашними делами.
  14. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  15. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  16. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю эк­ран, защищающий от чужих страданий и отрицатель­ных эмоций.
  17. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  18. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю ле­карства.
  19. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  20. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  21. Моя карьера сложилась удачно.
  22. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  23. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  24. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных инте­ресах.
  25. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и дру­зьями.
  26. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  27. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  28. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  29. Работа с людьми плохо повлияла на меня как про­фессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  30. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Каждый вариант ответа предварительно оценен компе­тентными судьями тем или иным числом баллов - указы­вается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симп­том, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей при­знак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый пока­затель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1.                  Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2.                  Неудовлетворенность собой:
+2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. Загнанность в клетку»:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование:
+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  1. Эмоционально-нравственная дезориентация:
    +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  2. Расширение сферы экономии эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10)+81(2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
  1. Личностная отстраненность (деперсонализация):
    +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  2. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
    +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика имеет подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждое симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
10-15 баллов — складывающийся симптом,
16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выго­рания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро­са — осмысление показателей фаз развития стресса — «на­пряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од­нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра­вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внут­ренние факторы, приемы психологической защиты, состо­яние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественны­ми показателями, подсчитанными для разных фаз форми­рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важ­но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси­хокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптома­ми сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто­рами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягоща­ют эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производствен­ную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Работа по шаблону... ФГОС, ау!

Почему несмотря на то, что ФГОС уверенно шагает по  стране и все педагоги наизусть твердят, что мы растим и воспитываем "творческого,...