Почему несмотря на то, что ФГОС уверенно шагает по стране и все педагоги наизусть твердят, что мы растим и воспитываем "творческого,самобытного ребенка, способного самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность" на практике происходит все с точностью наоборот. Очередной раз на стене возле группы вижу 30 распечатанных на принтере ракет (птичек, веточек) и разукрашенных приклеенными маленькими шариками из смятых салфеток. Конечно, дети развивают моторику, труд там титанический, столько шариков накатать и каждый аккуратно приклеить, но все ракеты как братья-близнецы: красный верх, средняя часть желтая, низ синий. Спрашиваю педагога: "У Вас салфеток другого цвета не было? А ракет других в интернете тоже не нашлось? А почему никто из детей не оформил ракету, например, пластилином или не раскрасил красками, фломастерами". Через день вижу 30 разнообразных летающих тарелок, ракет, планет, украшенные все как одна пластилином :-))) Да, уже в разных цветах и не только шариками, а где-то даже заполняя весь элемент размазанным пластилином. Но все же, все пластилиновые. И такие выставки с работами-близнецами вижу во многих садах и у маститых педагогов, и у молодых, казалось бы, креативных в силу возраста, воспитателей.
Не могу понять в чем сложность у педагогов: в страхе, что у детей выйдет некрасиво? Что процесс выйдет из под контроля? В удобстве работы с шаблоном? Ребенку выдают в руки заготовку, которую надо будет раскрасить, склеить и т.п. строго определенным образом и теми материалами, которые были заранее подготовлены. Да еще и под чутким руководством воспитателя. Просто так взрослым удобнее проводить занятия с детьми, особенно групповые? Но нужно ли это детям? Это «технические» занятия — на них учат технической стороне творчества. Шаблону. Но шаблон – это образец, которому подражают, которому следуют без размышления, т.е. трафарет. Надо дать ребенку возможность сделать все то же, но самому: в своем темпе, по своему вкусу, стимулируя его поэкспериментировать с материалами и техникой. И тогда шаблон+креативность дают интересный результат.
Нужно просто дать в руки разные материалы и не мешать творить
Имея образования руководителя изостудии и проработав художником-дизайнером 15 лет, хочу сказать, что лет до 10-12 не стоит лезть с шаблонами к ребенку, дайте им самовыразиться, дайте им возможность попробовать все: и рисование ножкой, и отпечатки различными предметами, растениями, лучше обогащайте знания ребенка о строении и особенностях предметов, объектов, рассматривая, наблюдая, ощупывая, если это возможно. Наполните уголок художественной деятельности разнообразными материалами, различными красками, штампами, фетром, фоамираном, пластилином и т.д. И ни один ребенок не устоит перед таким соблазном!
Дайте возможность ребенку фантазировать, реализовывать свои мысли, дайте почувствовать свои возможности. А на этапе подготовки к школе можно начинать вводить задания по шаблону (разные варианты штриховки, например) в разумных пределах, но не подменяя творчество!
Здравствуйте, Алла.
ОтветитьУдалитьК сожалению, так и не нашла нигде Вашего отчества.
Хорошая статья получилась. А каким образом происходит у Вас продуктивная деятельность?
Очень бы хотелось взглянуть на работы, на оформление выставок в соответствии с ФГОС.
Добрый день!Я Александровна :-) Спасибо за отзыв, знаю,что многим "наступила на любимую мозоль", но нужно меняться, развиваться, идти в ногу с современным подходом к системе образования. Сейчас стало так интересно работать, было бы желание! А про оформление выставок в соответствии с ФГОС обязательно напишу отдельный пост, спасибо за идею!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алла. Да, очень печально, что ФГОС- это палка о двух концах.Сами разработчики еще не совсем полностью перестроились. А мы самое последнее звено.Действительно, хочется всем задать вопрос - КАК?Требовать легко, а как это сделать ни кто не знает. Приглашаю ко мне в гости! mardyan7@gmail.com
ОтветитьУдалить